Сайт учителя русского языка и литературы Авдеевой Татьяны Федоровны

Проекты

30 мая 2017

Проект по русскому языку и  литературе

                       «Русская классика в отечественном кинематографе».

Проблема. Глухие и слабослышащие учащиеся имеют ограниченный словарный запас, поэтому с трудом понимают содержание художественных текстов. Особенно  непонятны произведения, написанные сто, двести лет назад. Это одна из причин, почему учащиеся без желания читают классическую литературу. Большую помощь в понимании сюжета произведения, характеров героев оказывают художественные фильмы, поставленные по одноимённым литературным произведениям. В рамках декады по русскому языку и  литературе  «Великое русское слово» после знакомства с  художественными произведениями «Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского», повестью А.С. Пушкина «Капитанская дочка»  мы решили просмотреть  художественные фильмы «Александр Невский» (режиссёр Сергей Эйзенштейн, в роли Александра Невского Николай Черкасов) и «Капитанская дочка» (режиссёр Владимир Каплуновский, в роли Петра Гринёва Олег Стриженов), обсудить (сравнить содержание фильма и художественного текста),  написать отзывы, принять участие в общешкольном конкурсе сочинений «Русская классика в отечественном кинематографе».

      Актуальность. Данный проект актуален тем, что взаимодействие книги и кинофильма служат общим образовательным целям, способствует приобщению глухих и слабослышащих учащихся к чтению русской классической литературы.

      Цель – развитие познавательных, творческих, исследовательских  способностей школьников с нарушением слуха.

     Задачи:

1.Вовлечь учащихся  в активную познавательную, творческую, исследовательскую  деятельность (просмотреть фильмы, сравнивать сюжетные линии фильмов и книг, авторские замыслы и замыслы режиссёров, характеризовать героев на основе игры актёров).
2.Формировать коммуникативную (устную и письменную) компетентность при  обсуждении фильмов, написании отзывов.
3.Вызвать у учащихся интерес к классической русской литературе.

Тип проекта творческий, исследовательский, внутриклассный, среднесрочный.

Участники проекта: учащиеся 9 и один ученик 11б класса, учитель литературы, воспитатель.

 Руководитель проекта - Авдеева Т.Ф.

              Этапы реализации проекта:
1.Подготовительный.
Формулирование темы и обсуждение названия. Обсуждение плана работы (23.11.2016 г.).
2.Внедренчиский.
Просмотр фильмов и их обсуждение, написание отзывов по фильмам (24.11.2016 г. – 30.11.2016 г.).
3.Оценочный. Представление отзывов на внутришкольный конкурс сочинений «Русская классика в отечественном кинематографе» (1.12.2016 г.).
              Предполагаемый продукт проекта -  отзывы о фильмах «Александр Невский» и «Капитанская дочка».
           Предполагаемый результат проекта.
 Данный проект позволит развивать творческие и исследовательские  способности глухих и слабослышащих учащихся при просмотре экранизированных произведений, позволит по – новому взглянуть на героев, более красочно и ярко представить сюжет. Вызовет желание сравнить книгу с фильмом, сделать выводы, обсудить фильм и книгу с друзьями или родителями. Проект  будет способствовать развитию коммуникативных навыков учащихся.

 

 

Проект «История Минусинской  школы – интерната».

Актуальность проблемы. В последнее время в обществе наметились значительные перемены: идет поиск новых идеалов, ценностей, ориентиров. Такая тенденция коснулась и школы. В такой ситуации своевременно обратиться к истории, переосмыслить события прошлого, чтобы взять все хорошее для сегодняшнего дня. Наша школа имеет богатую историю. Большое количество выпускников, талантливых учителей помнят и любят школу. В 2017 году наша школа празднует 85-летний юбилей. Назрела необходимость систематизировать собранный и сохраненный материал из воспоминаний, фотоальбомов. С учётом этого, нами выбрана тема проекта «История  Минусинской школы  – интерната». Данный проект имеет практико-ориентированное значение, потому что собранные материалы и созданный электронный альбома «Так всё начиналось» могут быть использованы на уроках литературы и классных часах учениками и преподавателями.

Цель проекта – развитие и формирование у глухих и слабослышащих учащихся определённых ценностных ориентиров: принятие и уважение ценностей образовательного учреждения и стремление следовать им, создание оптимальных условий для развития творческой деятельности учащихся по изучению, возрождению и сохранению информации по истории родной школы через различные формы поисковой работы, воспитание чувства гражданственности, патриотизма, любви и сопричастности к истории родной школы, гордости за неё.


              Задачи проекта:
           1. Формировать коммуникативные навыки (общение с людьми, публичные выступления).
           2. Формировать аналитические способности.
           3. Развивать навыки работы с компьютером, фотокамерой, кинокамерой.

               Тип проекта: информационный, групповой, долгосрочный (2016 – 2017 учебный год).
              Предполагаемый продукт проекта -  электронный  альбом «Так всё начиналось».

                Участники проекта: учащиеся, учитель истории, педагоги дополнительного образования.
                Руководитель – Авдеева Т.Ф.
              Этапы реализации проекта:
1.Подготовительный.
Формулирование темы и обсуждение названия. Обсуждение плана работы (сентябрь 2016 г.).
2.Внедренчиский.
 Сбор информации: работа с архивными документами школы (фотографиями, фотоальбомами, рукописными  сведениями); интервьюирование пенсионеров, выпускников и учителей, наблюдение, анализ, обобщение (октябрь 2016 г. – май 2017 г.).
3.Оценочный. Представление  электронного  альбома «Так всё начиналось» (октябрь 2017 г.).
                            Предполагаемый результат проекта.
 Данный проект познакомит с историей нашей школы, будет способствовать формированию гражданской позиции учащихся по отношению к родной школе. Знание истории нужны не только старшему поколению, которое создавало эту историю, но, даже в большей степени, это знание необходимо молодым, тем, кому передается эстафета истории.

 

Проект по литературе

                                        «Н.В. Гоголь на школьной сцене».

Проблема: учащиеся без желания читают классическую литературу, поэтому в рамках декады по литературе  «Литературное путешествие с классиками»  мы решили глубже познакомиться с пьесой Н.В. Гоголя «Ревизор», составить сценарий  отдельных явлений 4 действия комедии, подготовить и представить на литературном вечере инсценировку «Хлестаков берёт взятки».

Актуальность. Данный проект актуален тем, что способствует приобщению глухих и слабослышащих учащихся к чтению русской классической литературы.

Цель – формирование читательских интересов, развитие творческих способностей школьников с нарушением слуха.

Задачи:

1.Вовлечь каждого ученика в активный творческий труд (учить навыкам составления сценария инсценировки по  отдельным явлениям 4 действия комедии Н.В. Гоголя «Ревизор», учить  навыкам актёрского мастерства).
2.Вызвать у учащихся интерес к творчеству Н.В. Гоголя.
3.Формировать коммуникативную компетентность при  работе  в группе.
4.Развивать навыки работы с компьютером.

Тип проекта творческий, внутриклассный, среднесрочный.
Участники проекта: учащиеся 10 класса, учитель литературы, воспитатель.
 Руководитель проекта - Авдеева Т.Ф.
              Этапы реализации проекта:
1.Подготовительный.
Формулирование темы и обсуждение названия. Обсуждение плана работы (21.11.2015 г.).
2.Внедренчиский.
Разработка сценария, подготовка инсценировки (22.11.2015 г. –29.11.2015 г.).
3.Оценочный. Представление инсценировки на литературном вечере ( 30.11.2015 г.).
              Предполагаемый продукт проекта -  Инсценировка «Хлестаков берёт взятки» (по комедии Н.В.Гоголя "Ревизор"»).


              Предполагаемый результат проекта.
 Данный проект позволит развивать творческие способности глухих и слабослышащих учащихся при работе над сценарием инсценировки по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»,  её разучивании и представлении. Проект  будет способствовать развитию коммуникативных навыков учащихся, совершенствованию внятности, выразительности речи, проявлению интереса к творчеству классика.

                       Продукт нашего проекта.

Инсценировка «Хлестаков берёт взятки» (по комедии Н.В.Гоголя "Ревизор"»).

.

                                                Сцена 1

Комната в доме городничего. Хлестаков один, выходит с заспанными глазами.

Я, кажется, всхрапнул порядком. Здесь, как я вижу, можно с приятностью проводить время. Я люблю радушие. Мне больше нравится, если мне угождают от чистого сердца, а не то чтобы из интереса.  А дочка городничего очень недурна, да и матушка такая, что ещё можно бы… Мне, право, нравится такая жизнь.
(Садится в кресло – качалку и закрывает глаза от удовольствия).

                                                          Сцена 2

Хлестаков и Аммос Фёдорович.

А.Ф.(входит и говорит про себя). Боже, вынеси благополучно! Так вот коленки ломает. (Вслух, вытянувшись и придерживая рукою шпагу). Судья Ляпкин – Тяпкин.
Х. Прошу садиться. А выгодно, однако же, быть судьёю?
А.Ф.(в сторону). А деньги в кулаке, а кулак – то весь в огне. (Высовывая понемногу вперёд сжатый кулак. В сторону). Точно горячие угли подо мной.
Х. Что это у вас в руке?
А.Ф. (потерявшись и роняя на пол ассигнации). Ничего – с.
Х. Как ничего? Я вижу, деньги упали.
А.Ф. (дрожа всем телом) Никак нет – с. (В сторону.) О Боже! Вот уж я и под судом!
Х. (подымая). Да, это деньги.
А.Ф. (в сторону). Ну, всё кончено – пропал!
Х. Знаете,  дайте их мне  взаймы.
А.Ф. Как же – с… с большим удовольствием. (В сторону.) Ну, смелее!
Х. Я в дороге издержался. Я вам из деревни сейчас их пришлю.
А.Ф. Как можно! И без того это такая  честь… (Приподнимается со стула, вытянувшись и руки по швам.) Будет ли приказание суду?
Х. Нет, ничего.
А.Ф. (раскланиваясь и уходя, в сторону). Ну, город наш!
Х. (после ухода судьи). Судья – хороший человек!


                                                     Сцена 3

Хлестаков и Лука Лукич.

(Луку Лукича почти выталкивают из дверей. Слышен голос: «Чего робеешь?»)
Л.Л.(вытягивается, волнуется). Имею честь представиться: смотритель училищ Хлопов.
Х. А.  Милости просим! Не хотите ли сигарку? (Подаёт ему сигару).
Л.Л. Брать или не брать?
Х. Возьмите, возьмите. Вот огонь, закурите. (Подаёт ему свечу).
Лука Лукич пробует закурить и весь дрожит.
Х. Да не с того конца!
Л.Л.(от испуга выронил сигару, плюнул и махнул рукой, про себя). Сгубила проклятая робость.
Х. Вы, я вижу, не охотник до сигарок. А как насчёт женского полу? Вам больше нравятся блондинки или брюнетки?
Л.Л. Не смею знать.
Х.  Скрываете… А знаете, со мной произошёл престранный случай: в дороге совсем издержался. Не можете ли вы мне дать триста рублей взаймы?
Л.Л. (хватаясь за карманы, про себя). Вот те штука, если нет? Есть, есть! ( Вынимает и подаёт, дрожа, ассигнации).
Х. Покорнейше благодарю.
Л.Л. (вытягиваясь и придерживая шпагу). Не смею долее беспокоить присутствием…
Х. Прощайте.
Л.Л.(летит вон почти бегом и говорит в сторону). Ну, слава Богу! Авось не заглянет в классы!

                                                          Сцена 4

Хлестаков, Бобчинский и Добчинский.
(Входят вместе).
Б. Имею честь представиться: житель здешнего города Пётр Иванов сын Бобчинский.
Д. Помещик Пётр Иванов сын Добчинский.
Х. А, да я уж вас видел. Вы, кажется, тогда упали; что ваш нос?
Б. Присох.
Х. Хорошо, что присох. Я рад…(Вдруг отрывисто). Денег нет у вас?
Б. Денег? Как денег?
Х. Взаймы рублей тысячу.
Б. Такой суммы нет.
Д. При мне – с не имеется.
Х. Если тысячи нет, так рублей сто.
Б. (шаря в карманах). У меня всего 40 ассигнациями.
Д. (смотря в бумажник). Двадцать пять рублей всего.
Б. Поищите – ка получше, Пётр Иванович! У вас там с правой стороны в кармане прореха.
Д. Нет, право, и в прорехе нет.
Х. Хорошо, пусть будет 65 рублей…(Принимает деньги).
Б. и Д. Извините, что так утруднили вас своим присутствием.
Х. Ничего! Мне очень приятно. (Выпроваживает их).

                                                             Сцена 5

Хлестаков и купцы с кузовом вина и сахарными головами, Осип. Держиморда.
 (Во дворе).
Купцы. Допустите, батюшка! Мы за делом пришли.
Держиморда. Пошёл, пошёл! Не принимает. Спит.
Х. (подходя к окну). А что вы, любезные?
Купцы. Прикажите, государь, просьбу принять.
Х. Впустите их.
Купцы. Не погуби, государь! Обижательство терпим понапрасну.
Х. От кого?
Один из купцов. От городничего здешнего. Постоем заморил. Придёт в лавку и всё, что  ни попадёт, всё берёт.
Х. Ах, какой же он мошенник!
Купцы. Именины его бывают на Антона, и уж, кажись, всего нанесёшь. Нет, ему ещё подавай: говорит, и на Онуфрия именины. Что делать? И на Онуфрия несёшь.
Х. Ах, какой мошенник! Да за это просто в Сибирь.
Купцы. Да уж куда милость твоя ни запроводит его – всё будет хорошо, лишь бы от нас подальше. Кланяемся тебе сахарцом и кузовком вина.
Х. Я не беру никаких взяток. Если бы вы предложили мне взаймы рублей триста…
Купцы. Изволь, отец наш! (Вынимают деньги). Да что300! Уж лучше 500 возьми, помоги только.
Х. Взаймы я возьму.
Купцы (подносят на серебряном подносе деньги). Уж, пожалуйста, и подносик вместе возьмите.
Х. Ну и подносик можно.
Купцы (кланяясь). Возьмите и сахарцу.
Х.О нет: я взяток никаких…
Осип. Возьмите! В дороге всё пригодится. Давай сюда головы и кулёк! Что там? Верёвочка! Давай верёвочку!
Купцы. Если уж вы не поможете нашей просьбе, то уж не знаем, как и быть…
Х. Непременно! Я постараюсь.
(Купцы уходят. Слышен голос женщины: «Нет, ты не смеешь не допустить меня Я на тебя нажалуюсь ему самому. Ты не толкайся так больно!»
Х. (в окно). Пропустите их.

                                                               Сцена 6

Хлестаков, слесарша, унтер – офицерша, Осип.
(Входят слесарша, унтер – офицерша).
Х. Да что вы за женщины?
Слесарша. Слесарша, здешняя мещанка, Февронья Петровна Пошлёпкина.
Унтер – офицерша. Унтер – офицерская жена Иванова.
Х. Говори прежде одна. Что тебе нужно?
С – ша. Городничий мужу моему приказал забрить лоб в солдаты. По закону нельзя: он женатый.
Х. Как  же он мог так сделать?
С – ша. Следовало взять сына портного, да родители богатый подарок дали. Купчиха Пантелеева за сына тоже подослала к супруге городничего полотна три штуки.  Так он моего отправил.
Х. Хорошо, хорошо. Ну а ты? (Выпроваживает старуху).
С – ша (уходя). Не забудь, отец наш! Будь милостив!
Унтер – офицерша. На городничего, батюшка, пришла…
Х. Говори в коротких словах.
Унтер – офицерша. Высек, батюшка!
Х. Как?
Унтер – офицерша. По ошибке. Бабы – то  наши задрались на рынке, а полиция схватила меня. Да так отрапортовали: два дни сидеть не могла.
Х. Что делать?
Унтер – офицерша. Повели ему заплатить штраф.
Х. Хорошо, хорошо! Ступайте, я распоряжусь.

В окно высовываются руки с просьбами.
Х. да кто там ещё? (Подходит к окну). Не хочу! Не нужно! (Отходя). Надоели! Не впускай, Осип!
Осип (кричит в окно). Пошли, пошли! Не время, завтра приходите!
(Осип выталкивает людей, лезущих в дверь, и сам выпирается с ними в прихожую, захлопнув за собою дверь).

 

 

                                         «РУССКОЕ СЛОВО»

 

Образовательный проект по коммуникативным компетенциям среди учащихся предвыпускных и выпускных классов КГБОУ «Минусинская  школа-интернат»  в рамках Межрегиональной Олимпиады на базе Института социальных технологий и  реабилитации НГТУ (г. Новосибирск)

 ( руководитель проекта – Т.Ф.Авдеева)

 

ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА:

    В настоящее время в процессе обучения в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях  сурдопедагоги уделяют основное внимание формированию лексического, грамматического, семантического аспектов языка, обучают построению диалога во время общения.

    Как утверждает статистика, 90% глухих и 85% слабослышащих абитуриентов и студентов первого курса испытывают определенные трудности при общении со слышащими людьми. У выпускников помимо языковых ( уровень восприятия и воспроизведения устной речи, ограниченный словарный запас) имеются определенные психологические трудности в общении со слышащими людьми.

    Причины возникновения психологического дискомфорта обусловлены ограниченностью круга общения в специальных учебных заведениях для лиц с нарушениями слуха. Глухие и слабослышащие старшеклассники не умеют пользоваться в полном объеме правилами, приемами и средствами общения, испытывают трудности в построении и реализации моделей межличностного взаимодействия в процессе коммуникации.

    Контакты со слышащими сверстниками, новыми преподавателями зачастую приводят к социальному стрессу, на фоне которого возможно развитие особых психологических переживаний:

- страх самовыражения,

- ориентация на значимость слышащих в оценке своих результатов, поступков, речи,

- ожидание негативных оценок и неадекватной реакции со стороны слышащих.

   В результате часть глухих и слабослышащих учащихся после окончания специальных учебных заведений не стремится адаптироваться в обществе слышащих и интегрироваться в социум.

   На сегодняшний день очевидна необходимость включения в основной курс специальных занятий и мероприятий по формированию навыков коммуникации у старшеклассников с нарушениями слуха. Одним из таких мероприятий и является данный проект.

 

ЦЕЛИ:

  1. Совершенствование целенаправленной работы школы по формированию коммуникативных компетенций учащихся с нарушениями слуха как одного из аспектов решения проблем социальной адаптации, реабилитации и профориентации глухих и слабослышащих учащихся.
  2. Развитие преемственности образовательных и реабилитационных программ в системе «ДОУ –школа- колледж –вуз»;

 

ЗАДАЧИ:

  1. Проводить мониторинг сформированности коммуникативной компетентности выпускников посредством организации школьного тура Олимпиады по русскому языку и развитию речи. Стимулировать учителей к использованию инновационных технологий в совершенствовании работы по речевому развитию школьников.
  2. Содействовать формированию готовности учащихся с нарушениями слуха к самостоятельному решению жизненных проблем, профессиональному выбору на основе коммуникативных знаний, умений, качеств личности.
  3. Активизировать у учащихся мотивацию к владению продуктивными навыками различных видов устной и письменной речи, расширению словарного запаса, совершенствованию восприятия и воспроизведения устной речи.
  4. Способствовать формированию у школьников «общелингвистической компетентности», необходимой для успешного овладения общеобразовательными предметами.

    Тип проекта – творческий, общешкольный, среднесрочный.

    Участники проекта: учащиеся 8 х – 11 х классов, учителя русского языка и  литературы.
     

 

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА:

 

Мероприятия

Сроки проведения

Ответственные

Органзационный этап:

 

 

- Знакомство с Положением  Межрегиональной Олимпиады и разработка положения о школьном туре;

-Утверждение команды исполнителей (комиссии или жюри);

-Подготовка теоретического и практического материалов по заданиям первого тура.

Январь 2017 года

 

 

 

 

 

 

 

 

Январь 2017года

Авдеева Т.Ф.

 

 

 

 

 

 

 

 

Учителя русского языка

Первый (школьный) тур:

 

 

 

1. Проведение  в  9-11 классах олимпиады по русскому языку:

- внутри классов,

-между классами-

 

2.Составление рейтинга победителей по итогам олимпиады

 

 

 

 

3.Поздравление и награждение победителей.

 

4.Размещение информации по проведению первого тура на сайте школы;

-------------------------------------

ВТОРОЙ (межрегиональный) ТУР:

С 14 по 18 февраля

 

 

 

 

 

19 февраля

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Калнин А.А.

Глумова О.В.

Авдеева Т.Ф.
Усенко Т.А.

 

 

Члены комиссии

 

 

 

 

 

 

Сидорова С.А.

 

 

Авдеева Т.Ф.

 

 

 

 

1. Подготовка к Межрегиональной Олимпиаде по русскому языку и развитию речи

(г.Куйбышев).

 

2.Формирование команды для участия в Межрегиональной олимпиаде.

 

3.Подача заявки на участие в Межрегиональной Олимпиаде.

 

4.Подготовка команды по теоретическим и практическим заданиям

по русскому языку и развитию речи.

5.Решение вопросов по организации питания, проезда, проживания .

6.Участие в Межрегиональной Олимпиаде, поездка команды в г.Куйбышев.

 

До 20 марта

 

 

 

 

 

 

До 20 февраля

 

 

 

 

До 10 марта

 

 

 

До 20 марта

 

 

 

 

До 20 марта 2017 г.

Март 2017 года

 

Учителя русского языка и литературы 9 – 11 классов

 

 

 

Члены комиссии

 

 

 

 

Сидорова С.А.

 

 

 

 

Глумова О.В.

Авдеева Т.Ф.

Калнин А.А.

 

 

Усенко Т.А.
Меркушова Е.И.

 

Усенко Т.А.
Меркушова Е.И.

 

Экспертиза проекта, выводы

До 31марта

Администрация школы

 

 

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

Выявление:

- навыков устной речи (владение диалогической и монологической формой речи разговорно-обиходного характера, предметного речевого материала), выразительности устной речи;

- способности учащихся решать коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения, сформированности коммуникативных компетенций.

Совершенствование знаний и умений учащихся коррекционной школы в сфере русского языка, их коммуникативных компетенций за счет участия в конкурсах и олимпиадах разного уровня.

Личностное развитие учащихся – участников проекта (повышение собственной самооценки, самосознания).

Накопление педагогами опыта подготовки и проведения олимпиад и конкурсов. 

 

   16 марта в рамках реализации внутришкольного проекта «Русское слово» при подготовке к  Межрегиональной Олимпиаде с международным участием по русскому языку и развитию речи среди обучающихся 8-12 классов общеобразовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным общеобразовательным программам для обучающихся с нарушениями слуха, в школе – интернате был проведён первый тур олимпиады.

   Для участия во втором туре сформирован состав команды
по русскому языку:

1.Богданов Артём(8а,уч. ГлумоваО.В.).
2.Сергиенко Анна (9а, уч. Авдеева Т.Ф.).
3.Кальсанова Алёна (9а, уч. Авдеева Т.Ф.).
4.Болотненко Александр (10а, уч. Калнин А.А.).
5.Бурученко Александр (10а, уч. Калнин А.А.).

  

   Второй тур Олимпиады будет проведён на базе государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Новосибирской области «Коррекционная школа-интернат» (г. Куйбышев), 23.03., 24.03. 2017 года.

 

 

Фотографии

Оставить комментарий: